Работа психолога с детьми, с ограниченными возможностями
Большинство детей-инвалидов буквально с самых первых дней своей жизни набирают негативный опыт эмоционального характера. У них наблюдаются различные эмоциональные нарушения, такие как страх, тревога, которые не могут не сказываться на их поведении. Подобное состояние может продолжаться годами и сильно усложнить жизнь, ограничивая активность ребенка, возможность общения со сверстниками. А это все негативно влияет на формирование будущей взрослой личности.
В связи с этим психологическая работа с детьми-инвалидами должна основываться на налаживании эмоционального контакта и установлении доверительных отношений. Такие дети должны ощущать себя полноправными членами общества, участниками различных мероприятий, а не сторонними наблюдателями. Психологам нужно придерживаться определенных рекомендаций при построении доверительных взаимоотношений с детьми-инвалидами.
Итак, рекомендации, как себя вести и что делать:
- Нужно научиться внимательно слушать ребенка и стараться понять его проблемы, когда он длится событиями своей жизни и переживаниями.
- Иметь понятие о разных технологиях реабилитации.
- Создавать комфортную обстановку для доверительного общения, чтобы ребенок мог рассказать о своих проблемах без напряжения, стыдливости и опаски, что его засмеют или не поймут.
- Чутко реагировать на поведение и следить за эмоциональным состоянием.
Работа психолога с ребенком-инвалидом выполняется в определенных социальных условиях. Ее цель – развитие активности личности. Активность можно выражать, например, в творчестве. Последнее является отличной почвой для стимулирования активности, самостоятельности, самоуверенности, правильной самооценки.
Одной из реабилитационных методик является арттерапия. Это реабилитационная технология для детей-инвалидов, основывается на искусстве и художественной деятельности.
Виды арттерапии:
- Куклотерапия – избавляет от переживаний, укрепляет психику. Игрушки снимают агрессивное состояние, стимулируют самовыражение. Куклотерапия помогает избавиться от стеснительности и достичь эмоциональной устойчивости.
- Сказкатерапия – применяется для расширения сознания ребенка с ограниченными возможностями, речевого развития. Благодаря сказкам развивается речевое творчество и воображение.
- Музыкальная терапия – учась играть на каком-нибудь инструменте либо прослушивая любые произведения вместе со сверстниками, дети-инвалиды набираются опыта общения и учатся получать от него удовольствие.
Стоит отметить, что все предложенные выше рекомендации будут иметь эффект, только если психолог грамотно построит работу, ненавязчиво для ребенка включив в нее взаимосвязь с логопедами, врачами и педагогами. Цель работы психолога с ребенком-инвалидом – помочь ему стать активным, найти свое место в жизни, сформировать навыки позитивной жизнедеятельности.
|