Понедельник, 18.12.2017
ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "РАДУГА ЧУВСТВ"


Главная » Статьи » Статьи "Радуга чувств" » Статьи "Радуга чувств"

Об особенностях мышления глухих детей 4–5 лет

Об особенностях мышления глухих детей 4–5 лет

(памятка для родителей)

Мышление человека позволяет познавать окружающий мир, видеть в нем схожее, выделять различие, именно мышление позволяет нам видеть мир в целом. Мыслительные процессы неразрывно связаны с речью, они необходимы при определении предмета, названия (некоего символа). Наличие такого словесного символа позволяет, не имея предмета перед глазами, выделить в нем общие черты из ряда похожих предметов, анализировать ситуацию, абстрагироваться от конкретного предмета, мыслить абстрактно. Первые зачатки мышления наблюдаются уже у грудничков, а детки дошкольного возраста хорошо владеют наглядно-действенным и образно-предметным мышлением.

Малыши к 4–5 годам уже имеют сформированное наглядно-действенное мышление и могут с помощью манипуляций с предметами решать простые задачи по перемещению, выделению отдельных признаков предметов и выявлению у них общих черт. В этот период ребята переходят к предметно-образному мышлению. Они начинают соотносить окружающий мир не только с конкретными предметами, но и учатся их обобщать (дерево – это ель, береза, липа).

Для развития образно-предметного мышления очень важно словесное расширение кругозора малыша. Он должен иметь более широкие возможности получения опыта, ведь чтобы получить образ нужно не менее 20 условных связей (малыш должен увидеть разные деревья в реальности, на картинке, понять, что все они составляют один вид – деревья).

У глухих детей этот процесс несколько задерживается. Глухим деткам, с которыми разговаривают на языке глухонемых, постоянно занимаются, удается не отставать в интеллектуальном развитии от своих сверстников.

Однако, есть ряд особенностей в формировании мышления глухих малышей. Ниже описаны общие, наиболее часто встречающиеся, хотя не исключено, что родители сталкиваются и с другими особенностями и проблемами:

  • Глухие малыши мыслят не словами, как это делают их сверстники, а образами, что значительно сужает их кругозор.  Для развития образного мышление нужна именно речь.
  • Обучение речи глухого малыша требует практического опыта: знакомства с предметами, и соотнесение действий с результатами, установление причинно-следственных связей (сделали орудие труда, теперь им работаем, ударили по мячу и он улетел). Здесь очень важно научить малыша общественно принятым способам употребления предметов, закрепить их значение.
  • Один из специфических моментов – применение глухим ребенком силовых действий там, где другие дети используют мышление и речь. Для них это наиболее простой способ разрешение конфликтной ситуации.
  • 5-летние малыши охотно играют в ролевые игры, глухие дети такого же возраста в своих играх используют только подражательные моменты. Они могут очень подробно скопировать походку и поведение продавца, но не понимают его роли в приобретении товара. Такие детки не могут в силу глухоты полностью воспроизвести действия ролевой игры. Они просто не знают о ее назначении и не понимают смысла. Для того, чтобы глухой малыш смог играть в ролевые игры, нужно чтобы с ним общались на понятном ему языке, объяснили правила и условия ролевых игр, их значение. Это будет способствовать установлению межпредметных связей, развитию наглядно-действенного мышления и заложит фундамент для формирования словесно-логической стадии мышления в дальнейшем.
  • Глухие малыши слабо замечают схожее в предметах, они часто выделают общее только по одному признаку и при этом не ищут дополнительной схожести, не обращают внимания на различия. Это делает их познавательные процессы более медленными, а занятия с ними более длительными.
  • Ребята с нарушением слуха очень сложно обучаются навыкам обобщенного действия (например, счета), и им требуется в 3 раза больше повторений и в 4 раза больше времени для решения таких задач.
  • Очень важно не только интенсивно обучать речи глухих детей, но и развивать у них наглядно-образное мышление. С ребенком нужно заниматься рисованием, конструированием, лепкой. В процессе игры малыш обогатит свой запас образов, получит новые знания значений предметов и понятий, усвоит новые межпредметные связи.

 

 

Категория: Статьи "Радуга чувств" | Добавил: razvitielip (21.03.2017)
Просмотров: 25 | Теги: дети 4-5 лет, глухие дети, дети, детский психолог, мышление детей 4-5 лет, памятка для родителей, детский психолог по скайп | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz