Упражнения для самостоятельной работы с ребёнком:
1. Упражнения на формирование темповой организации речи у детей с замедленным психическим развитием и слабослышащих детей.
1. Медленно читаем слова, проговаривая, пропевая каждую букву, (при этом можно ударять указательным пальцем по столу. При занятиях со лабослышащим ребёнком ритмическое постукивание обязательно) : 1) дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч. Ребёнок повторяет. После того как у ребёнка начнёт получатся произносить слова правильно в медленном темпе, скорость произношения постепенно увеличиваем. 2) Усложняем ряд: стул, гром, торт, соль, брат 3) Усложняем ряд: мама, каша, море, мясо, мыло, руки, мыши 4) Усложняем ряд: оса, узор, диван, зима, замок, коза 5) краска, сабля, мара, масло, тряпка, дочка 6) Усложняем ряд: окно, доска, кирпич, матрос, очки 7) Усложняем ряд: ягода, посуда, машина, сапоги, самолёт, колесо 8) Усложняем ряд: яблоко, автобус, скамейка, колбаса 9) Усложняем ряд: гусь - гуси, зуб - зубы, стул - стулья, гвоздь - гвозди 10) Усложняем ряд: песня - песни, машина - машины, палец - пальцы, спица - спицы, спичка - спички 11) Усложняем ряд: дом-дома, сад - сады, столб - столбы, стол - столы 12) Усложняем ряд: доска - доски, дерево - деревья, окно - окна, колесо - колёса 13) Словосочетания: Красивое платье, Маленький мяч, Высокое дерево 14) Предложения: Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна. 15) Стих:
***
Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит
***
Мелет мельница зерно
***
Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап
2. Звуковые ряды упражнения 1. произносить громко-тихо
Занятия лучше всего дополнительно сопровождать соответствующими словам картинками.
3. Предлагается пропевать стихотворения, на пример:
Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап
4. Ребёнку предлагается хлопать в ладоши, когда он слышит кап - кап-кап в стихотворении упражнения 3.
5. Ребёнку предлагается изобразить жестами фразу:
Мелет мельница зерно ("Мельница" наклон правой рукой к левой ноге и левой рукой к правой ноге), Мы с Антошкой едем по дорожке (Изображение как шофер крутит руль), Ветерок играет листочками (шелестим реками, трём ладошки друг о друга), Дуют ветры в феврале (Изображаем ветер, качая поднятыми руками из стороны в сторону)